Своевременная и, что немаловажно, качественная уборка – залог чистоты и безопасности любого помещения. Особенно, в нашу непростую эпоху, когда свирепствуют различные вирусы. Обработка помещения должна проводится высококачественными, эффективными моющими средствами, которые, в том числе, уничтожают вредоносные организмы.
Однако использование химической продукции должно строго регулироваться и соответствовать санитарным нормам. Это одно из главных условий безопасности обработки. Кроме того, чистящие средства стоят недешёво. Важно экономить их, не допуская перерасхода.
Важность точного расчёта моющих средств
Химия, пусть и бытовая, предназначенная для уборки, всё-таки представляет собой потенциально опасные вещества. Она должна использоваться рационально, чтобы не отравлять помещение и не вызывать никаких негативных реакций со стороны людей, которые находятся внутри. Конечно, если правильно посчитать расход средства, подобных проблем не возникнет.
Любое предприятие или учреждение нуждается в регулярной уборке. При несоблюдении норм расхода средств, их просто будет не хватать, а затраты на рассматриваемый раздел хозяйственных нужд возрастут в несколько раз. Это ещё один дополнительный стимул для верного и точного расчета чистящей химии, необходимой для одноразовой, качественной уборки всех помещений и обработки приборов.
Определить норму использования химических средств не так просто. Всё дело в том, что до сих пор данная статья расходов не регулируется российским законодательством. Иными словами, точных цифр и формул не существует. Вот почему в большинстве случаев руководству организации приходится самостоятельно рассчитывать эти нормы, принимая во внимание указания и требования СанПиНа.
При проведении расчётов, нужно опираться на:
- функциональное назначение здания;
- типовые особенности помещения;
- регулярность проводимой уборки;
- особенности внутреннего оборудования и т.д.
Кроме того, помимо регулярной, ежедневной уборки во многих помещениях проводятся ещё генеральные и сезонные. Они не так часты, но тоже требуют использования специальных чистящих средств. Всё это необходимо учитывать при расчёте.
Нормирование согласно СанПиНу
В СанПиНе есть некоторые правила, отображающие нормирование расхода в различных организациях. Права, они обобщены, и в большинстве случае корректируются непосредственно каждым учреждением самостоятельно. Например, согласно нормативу, расход чистящих средств для любой бюджетной организации выглядит следующим образом (период – 1 месяц):
Хозяйственное средство | Для служебного помещения, кг | Для производственного помещения, кг |
Мыло туалетное | 0,25 | 0,25 |
Мыло хозяйственное | 0,3 | 0,5 |
Порошок стиральный | 0,5 | 1 |
Полироль мебельный | 0,3 | — |
Чистящее средство для сантехники | 0,3 | 0,3 |
Хлорка | 0,3 | 0,3 |
Как правильно рассчитать нормы
Как уже говорилось выше, каких-то строгих требований государство не предъявляет. Каждое учреждение рассчитывает расход химических средств, опираясь на собственный опыт. Для этого нужно учесть площадь помещений, их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, а также – функциональную принадлежность. Например, для медицинских или детских образовательных организаций расход будет чуть выше, чем для производственных цехов. Хотя, это тоже относительно.
Любое учреждение само разрабатывает и утверждает нормы расхода моющих средств – это основное правило. Все расчёты должны соответствовать действительности и быть рациональными. При это, важно учитывать схему использования средства, указанную производителем. С опорой на неё и на величину обрабатываемой площади всегда можно провести максимально точный расчёт конкретного средства и применить его эффективно.
Расчет норм для детских учреждений
С детскими учреждениями, в частности, школами, всё яснее, чем с другими заведениями. В них используются следующие химические средства:
- для мытья полов, окон, посуды;
- для обработки различных поверхностей;
- для дезинфекции и мытья санузлов;
- для стирки постельного белья, текстиля;
- для чистки ковровых и иных типов покрытий.
При этом, выбирать следует из наиболее мягких и относительно не агрессивных составов. Ведь помещения, в которых постоянно находятся дети, должны быть не только чистыми, но и безопасными для ребят.
Расчет средств производится на основе правительственного приказа №1122н от 17.12.2010 года (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Кроме того, следует учитывать и положения СанПиН:
- 42-128-4690-88;
- 2.4.1.3049-13;
- 2.4.2.2821-10;
- 3.5.1378-03.
Они регулируют порядок, а также устанавливают нормы и правила проведения дезинфекций в рамках общеобразовательных детских учреждений. Правда, здесь речь идёт о садиках, но вполне можно использовать и для школ тоже.
Однако в СанПиНах обозначено только процентное соотношение тех или химических средств в растворах, предназначенных для обработки. Каждое учреждение уже само рассчитывает нужное количество, опираясь на конкретную марку препарата, а также – особенности и площадь помещений.
Для примера, расчет может выглядеть так. Он приведён для одного квадратного метра площади:
- белизна – 0,003 л;
- средство для мытья окон – 0,003 л;
- для стекла – 0,001 л;
- чистящее для ковров – 0,001 л;
- мебельный полироль – 0,001 л.
Это лишь примерный расчёт, но на него можно опираться при распределении химических средств в каждом конкретном случае. При выборе препаратов важно обращать внимание на их состав – это особенно важно, когда речь идёт о детском учреждении.